Ребенок от 0 до года - Общение с ребенком до года

Что можно позволять маленькому ребенку

Маленькому ребенку нужно позволять как можно больше! Конечно, его следует оградить от заведомо опасных экспериментов с миром, однако их не так уж и много, как показывает опыт. Да и ребенок (даже самый маленький) станет с пониманием и вниманием относиться к словам родителей, которые говорят: «нельзя, это опасно». Потому что если «нельзя» практически все, то слово теряет смысл, запрет перестает волновать ребенка. Чем больше существует «нельзя» в жизни, например, годовалого ребенка, тем непослушнее он будет. И тем с большей радостью он будет нарушать эти запреты, отслеживая с хитрой улыбкой реакцию взрослых: «Ага! Вот, вы говорите нельзя трогать горшок с цветком. А я трогаю! И ничего плохого не происходит!».

маленький проказник

Итак, я выступаю за то, что ребенку нужно предоставлять максимум разумной свободы в безопасных условиях. Это означает, что мы стараемся сделать нашу квартиру тем пространством, передвигаясь по которому малыш не будет постоянно слышать одергивания и новые запреты. Пространством, в котором ребенку будет позволительно делать очень и очень многое, хоть и под контролем взрослых. В идеале ребенок, научившись ходить, становится нашим компаньоном и участником многих повседневных дел. Варим с утра кашу на завтрак, отмеряем крупу стаканом, высыпаем ее в кастрюлю – все это вместе с ребенком, он во всем может сейчас участвовать: поддерживать стакан, слушать, как сыпется крупа, возить ручкой в кастрюле, пока там нет горячей воды. Вот он – тот бесценный сенсорный опыт, который стимулирует развитие интеллекта ребенка и его речи. И не нужно никаких специальных занятий, многофункциональных, но быстро надоедающих игрушек!

Почему так важно позволять ребенку многое?

Ребенок по своей природе – всегда активный деятель. Освоение окружающего мира строится на ощущении «я хочу это исследовать, я хочу с этим экспериментировать». И ребенок не подозревает, что его «хочу» (которые нужно реализовать здесь и сейчас!) столкнется с таким количеством «нельзя», «не надо», «не стоит». Запреты в жизни ребенка должны быть обязательно. Но чем он младше, тем их должно быть меньше. А все потому, что его неуемная двигательная активность, стремление все схватить, сунуть в рот, подбросить, постучать – это его познавательная активность. Так ребенок познает действительность, другого способа у него нет. Он не в состоянии слушать наши рассказы о том, как устроен кран в ванной, он не может прочитать об этом в справочнике. И если запретить малышу двигать кран туда-сюда, засовывать пальчик в него, разбрызгивая воду, то эта деталька общей картины мира останется непознанной. У ребенка до двух-трех лет исследование всегда будет выражаться в экспериментировании с предметами, выливаться в различные манипуляции с ними (пусть эти манипуляции и не всегда нравятся взрослым: маму, чью косметичку только что «уронили» в унитаз, действительно, трудно успокоить тем, что у ее ребенка наглядно-действенное мышление).

Это для нас в нашем окружении нет ничего интересного и стоящего пристального внимания. Все приелось, все уже давно ясно. Для ребенка все впервые, все непонятно, все достойно изучения и кропотливого исследования. Ему необходимо выяснить, каков мир, в который он пришел, каковы законы существования в нем. Приведу пример.

Ребенок 11 месяцев хватает со стола кружку с холодной водой. Ситуация не представляет никакой угрозы для него, поэтому мы не торопимся одергивать малыша. Экспериментатор начинает размахивать кружкой, вода расплескивается, его рубашечка становится мокрой, на полу – лужа. Взрослый сопровождает действия ребенка речью: «Смотри, замочился! Лужа! Мокро!» (в другой раз, ребенок поймет, если его предостерегут, используя эти же слова). Теперь малыш знает, что вода легко выливается из кружки, и если ею размахивать, то попить не получится. Но! Ребенок присаживается на корточки и пытается пальчиками «сложить» воду обратно в кружку. Так он убеждается в необратимости содеянного, понимает, почему мама, которая хотела пить, выглядит слегка расстроенной. Скажу честно, мне не пришло бы в голову объяснять ребенку, что разлитую воду не собрать обратно. Если бы я хотела обосновать свой запрет брать кружку с водой, я бы сказала: «Разольешь!». И тем самым не дала бы узнать важное - то, что для нас понятно без объяснений: «разольешь» и не сложишь обратно.

Подведу итог. Ограждая ребенка от мира запретами, пресекая его активность, мы мешаем его развитию. Развитию естественному, не форсированному! Ребенок узнает и пробует только то, что ему нужно, получая бесценный сенсорный опыт, постигая первые простые причинно-следственные связи. Вы спросите: «Неужели нельзя подождать со столь активным и иногда разрушающим познанием окружающего? Ведь в четыре года малыш уже не станет тянуть в рот песок, но сможет в полной мере составить представление о его свойствах». Отвечаю! В четыре года перед ребенком будут стоять новые задачи. И чем более широким и глубоким будет его опыт познания ближайшего окружения, тем больше энтузиазма и энергии будет брошено на все новые и новые объекты и явления действительности.

Старающаяся делать все возможное вместе с малышом, Анастасия Рындина.

 
Поиск по сайту: